В чем опасность опущения и выпадения матки?

Легкомысленное отношение к данной патологии со стороны самой женщины,а тем более со стороны специалистов ответственных за здоровье женщины недопустимо. Потому что пролапс это патология прогрессирующая и постепенно влекущая за собой присоединение осложнений различного характера и степени выраженности.

Первоначально при незначительном изменении положения тела матки по отношению к анатомическим ориентирам проблема остро не ощущается. Возможно появление дискомфорта, тянущих незначительных болей в нижней части живота. Но, к сожалению, в последующем,и не обязательно с течением длительного времени, присоединяются совершенно иные ощутимые проблемы.

При смещении тела матки, стенки влагалища, сопряженные с органами малого таза, также стремятся к выходу из половой щели. В грыжевое выпячивание созданное влагалищными стенками попадает мочевой пузырь, прямая кишка, петли тонкого кишечника. Таким образом, на первый план выходят такие проблемы как нарушение акта дефекации и мочеиспускания. В основном это запоры, но иногда встречаются случаи недержания кала в связи с нарушением работы сфинктеров прямой кишки.

Проблемы мочевыводящей системы не менее неприятны: недержание мочи при кашле, чихании, незначительной физической нагрузке. Второй вариант: смещенная матка передавливает мочеточники, изменяет расположение мочевого пузыря. Результат: нарушение оттока мочи, застойные процессы в мочевых путях, ведущие к развитию отека, присоединению воспалительной реакции. Находящиеся за пределами половой щели слизистая оболочка, покрывающая шейку матки и стенки влагалища, находится в непривычных для себя условиях внешней среды, подвергается травматизации. На ней возникают трещины, эрозированные поверхности, атрофические изменения тканей вплоть до некроза.

Все это в той же мере актуально звучит и в отношение тех пациенток, которым ранее было выполнено оперативное вмешательство по удалению матки, соответственно опущена либо культя влагалища или культя шейки матки. Разумеется на данном этапе жизненный уклад женщины значительно меняется. Возможность активно работать, совершать поездки, получать удовольствие от общения с сексуальным партнером, да и вообще быть свободной в принятии решений и выбора жизненной позиции значительно ограничивается. Можно ли вылечить опущение матки без оперативного вмешательства? Вопрос непростой. Все определяется индивидуально. Зависит от возраста женщины, степени опущения, присоединения осложнений и имеющейся сопутствующей патологии. Не оперативное лечение заключается в использовании методик, направленных не на устранение заболевания, а на борьбу с неприятными симптомами.

Специальный комплекс гимнастических упражнений в ранней стадии развития пролапса при наличии целеустремленной настойчивости женщины поможет приостановить прогрессирование процесса.

Вагинальные пессарии помогают на время возвращать матку в положение близкое к анатомическому, но вызывают ряд неприятностей при использовании.

Радикально изменить ситуацию поможет только хирургия.Используемые сегодня передовые методики позволяют максимально эффективно решить проблему. Учитывается фактор возраста и наличия сопутствующей патологии.Суть оперативного вмешательства состоит в возвращении матки, культи шейки матки или культи влагалища в положение максимально приближенное к анатомическому. Операции осуществляются через влагалище и абдоминальным доступом, посредством лапаротомии и лапароскопии. Для коррекции выпадения матки используются сетки, поддерживающие несостоятельную мускулатуру промежности. Их изготавливают из синтетических материалов и имплантируют в ткань. Между собой сетки отличаются формой и размером. Под общей или спинальной анестезией хирург надрезает влагалищную стенку и вводит сетчатый имплант под слизистую оболочку влагалища. При помощи специальных проводников и швов сетка закрепляется в связках и мышцах диафрагмы малого таза. Процесс вживления сетки сопровождается прорастанием тканей сквозь нее. Благодаря своей легкости и гибкости используемый материал препятствует растяжению тканей и надежно фиксирует органы малого таза. Одним из вариантов оперативного вмешательства по данному поводу является лапароскопическая промонтофиксация . Методика разработана в 1997 году швейцарскими хирургами. Для проведения операции используется биоинертная сетка , которая закрепляется выше купола влагалища мысу крестца изнутри лапароскопическим способом. Лапароскопическая операция проводится через несколько небольших разрезов на животе (1 см ). Сетчатый имплант выступает в качестве физиологического протеза для ослабленного связочного аппарата. При необходимости операцию дополняет вагинальный этап пластики влагалища и промежности собственными тканями, при сопутствующем недержании мочи имплантируют специальную слинговую систему для полного восстановления функции мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Обращение на консультацию к специалисту в отделение гинекологии «НУЗ Отделенческая больница им. К.Э. Циолковского» ст . Калуга ОАО РЖД позволит правильно оценить вариант и степень выраженности изменений в области гениталий, выявить сопутствующую патологию.Врач гинеколог подробно опрашивает, проводит осмотр, использует для более детальной диагностики специальные методы исследования. Иногда привлекает смежных специалистов: урологов, проктологов, терапевтов

На сегодняшний день известно более 200 методов оперативного лечения выпадения матки. Более 5-ти лет эта проблема является приоритетной в нашем отделении. За это время проведена большая работа по оснащению отделения, обучению специалистов, налаживанию контактов с ведущими московскими учреждениями здравоохранения. Накоплен неоценимый опыт работы, выработана лечебная тактика по отношению к различным вариантам пролапса, отработана техника оперативных вмешательств и ведения постоперационного периода, разработаны подходы к решению проблемы. Освоены и эффективно внедрены в повседневную практику различные виды оперативных методик реконструкции тазового дна с установкой сетчатых имплантов. Получены результаты длительного постоперационного наблюдения за пациентками, что позволяет сделать соответствующие выводы об эффективности того или иного способа оперативного вмешательства. Это позволяет специалистам работающим в отделении эффективно и в соответствии с международными стандартами решать проблему пролапса гениталий.В течение 2-х лет последних лет специалисты отделения успешно выполняют государственный заказ на высокие медицинские технологии в отношении лечения пролапса гениталий.

Что касается течения постоперационного периода, в абсолютном большинстве случаев, он протекает легко. В подавляющем большинстве уже на 2-3 сутки пациентка самостоятельно уходит домой. К нормальной физической активности можно приступать спустя 2-3 недели после оперативного вмешательства. Необходимо некоторое ограничение половой активности в течение ближайшего месяца и соблюдение диеты в течение недели во избежание запоров.

В последующем мы всегда проводим длительное динамическое наблюдение за нашими пациентами, обсуждаем возникающие вопросы, даем советы по гигиене и образу жизни, предлагаем решение возникающих проблем.

Необходимо отметить,что не существует совершенного метода лечения подходящего для всех категорий женщин и степени выраженности пролапса гениталий. В каждом конкретном случае пациентка совместно с врачом принимает взвешенное и обоснованное решение.

Врач акушер-гинеколог к.м.н. Щербакова Л.А.

Гинекологическое отделение НУЗ «Отделенческая больница имени К.Э.Циолковского» ст. Калуга ОАО РЖД

контактные телефоны:

84842-73-82-05